Региональный информационный центр «ТАСС-Сибирь» :

"Три мушкетера" на сцене в Стокгольме

12:27 03 марта 2009 г.

Из блокнота корр. ИТАР-ТАСС Ирины Дергачевой

В Стокгольме состоялась премьера спектакля "Три мушкетера" по мотивам одноименного произведения Александра Дюма. Поскольку этот автор историко- приключенческих романов, в отличие от России, не пользуется особой популярностью в Швеции, возникает вопрос: что заставило одного из самых талантливых режиссеров страны, норвежца Александра Мрк-Эйдема, блистательно поставившего осенью прошлого года чеховских "Трех сестер", обратиться к творчеству знаменитого французского писателя?

Ответ дает сам спектакль, в основу которого можно положить не только "Трех мушкетеров", но и многие другие произведения того же плана, ибо от автора здесь остались только имена персонажей да общая фабула, все остальное написано с чистого листа.

"У мушкетеров были длинные волосы, открытый ворот рубахи, брюки в обтяжку и высокие сапоги. Они любили пирушки, женщин и поединки. Отсюда недалеко и до тяжелого рока. А девиз "Один за всех - все за одного" предполагает безграничную верность группе и "ненависть" разных музыкальных культур друг к другу. Я попытался объединить два явления, собрать воедино барокко и культуру 1980-х, как в костюмах, так и в тексте", - поясняет Александр Мрк-Эйдем.

Зрительный зал забит до отказа. Еще до начала спектакля сцена окутана сценическим дымом, который постепенно распространяется в зрительские ряды. Декорации - музыкальные колонки, большие и поменьше, сплошь заполняющие задник, симметричные многофункциональные конструкции по бокам и площадка для музыкантов наверху. Уже одно это рождает предвкушение чего-то необычного.

Мушкетеры облачены в костюмы рокеров. Хотя на боку у каждого обязательная шпага, главным их оружием оказываются гитары и барабанные палочки: режиссер играет на соперничестве разных музыкальных направлений, положив их в основу вражды мушкетеров /хард рок/ и гвардейцев кардинала /рок-н-ролл/. Арамис как две капли воды похож на лидера группы "Кисс", Портос - на крутого владельца "Харлея-Дэвидсона", Атос - на завзятого рок- тусовщика, а д’Артаньян - на простодушного провинциального паренька, каким его, в общем-то, и представил Дюма в начале романа. Хотя, если приглядеться повнимательнее, то можно обнаружить сходство со Стивеном Тайлером из "Аэросмита", каким он был в самом начале карьеры.

"Рок ми!!!" - слоган спектакля. У появляющегося поначалу в красной мантии кардинала, то и дело нюхающего из висящей на шее маски веселящий газ, со лба спускается до боли знакомая курчавая прядка - фирменный знак Майкла Джексона; под мантией же у него - красный блестящий костюм, узкие, коротковатые брюки которого вкупе с лакированными ботинками не спутаешь ни с какими другими. В первом своем музыкальном номере Ришелье исполняет джексоновский хит "Бэд".

Дальше параллели выглядят следующим образом: Рошфор - Принц, Миледи - Мадонна, де Тревиль - Боно, королева - панкующая рокерша с сильным финским акцентом, король - Дейм Эдна. Все образы подкреплены соответствующими рок- хитами. Герцог Бэкингем вызывает ассоциации с героями "Монти Питона". Умирая от предательского укола, он поет песню Фрэнка Синатры.

Везя из Англии Анне Австрийской бриллиантовые подвески, д'Артаньян встречает своих друзей в колонии кришнаитов, где они все вместе исполняют известную песню из мюзикла "Волосы". Незабвенный театр "Колумб" из "Двенадцати стульев" да и только!

Фарс, китч, ироническая издевка - всего понемногу в этом сценическом "винегрете", в основе которого - культура рока 1980-х, бесшабашная, искрометная, с сумасшедшим драйвом. Все это приправлено хорошим юмором и тонким чувством меры, удерживающими спектакль в поле настоящего искусства.

Здесь много "кодов", которые хорошо известны зрителям - они тут же распознают их и живо реагируют, как на настоящем рок-концерте. Юмор зачастую по-настоящему соленый, язык - рокерский, с частым употреблением слова на "Ф", которое в контексте и на английском языке звучит вполне органично. Текст пьесы написан самим режиссером. В нем все построено на ассоциациях, которые не остаются незамеченными и находят непосредственный отклик у публики.

Овации по окончании спектакля не смолкали очень долго. Зрители аплодировали стоя, как на выступлениях мировых звезд. Впрочем, артисты и были для них таковыми, и публика благодарила их за три часа незабываемого удовольствия.

СТОКГОЛЬМ

Еще:

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн