Испытание неизведанным
11.08.2009 10:46
НОВОСИБИРСК, 11 августа. /Корр. «ТАСС-Сибирь» Сергей Чернышов/ Времени, которое туристическая индустрия Сибири потеряла из-за плохой погоды, кажется, хватило на то, чтобы придумать новые ходы для привлечения сюда искателей приключений. Так, Омская область развивает бренд деревни Окунево, которую ряд конфессий признал центром сотворения мира, а на Алтае за 2,5 тысячи евро предлагают доехать на джипе до Тибета. Тем не менее, задачи, которые были поставлены перед туриндустией несколько лет назад, так и остались в многочисленных документах, а из всех планируемых ОЭЗ туристического типа в Сибири реально работает только одна. Понять можно
Самое любопытное в этом году в том, что непонимание реальных проблем туристической отрасли ряда регионов Сибири в этом году легко можно списать на плохие погодные условия. Дескать, ничего поделать не можем, дожди, ветер и никаких туристов. Зато в любом региона заинтересованные лица с легкостью могут рассказать об «имеющихся рекреационных и туристических ресурсах, эффект которых для развития края (республики, области) может быть колоссальным». Однако, по словам доцента кафедры краеведения и туризма Томского государственного университета Любови Филандышевой, «мало иметь ресурсы, надо создать на базе этих ресурсов определенный туристический продукт. А следующий этап – его прорекламировать. Для этого необходимо провести широкие маркетинговые исследования». Другими словам, ресурсы у нас определенно есть, но использовать их мы пока не умеем. Или умеем, но туристы (российские или иностранные) на этот «крючок» как-то не клюют. Так, программы развития туризма сегодня приняты на уровне всего Сибирского федерального округа, однако, согласно общероссийской статистике, только 5% въезжающих в нашу страну туристов посещают регионы Сибири. По словам директора департамента по туризму межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Родиона Букачикова, «регионы Сибири понимают назревшие в туристической отрасли проблемы. В частности, эти проблемы отражены в Концепции развития отрасли туризма на 2005-2010 годы».
В этом документе (с которым, кстати, большинство опрошенных корр. «ТАСС-Сибирь» представителей туристических компаний не слышали) действительно содержатся обозначенные проблемы. Так, в частности, в концепции говорится о том, что «основными проблемами отрасли туризма сибирского региона являются: долгий информационный вакуум, обусловленный исторически сложившимися факторами; устойчивые стереотипы, связанные со ссылкой, суровостью, непригодными для туризма климатическими условиями; отсутствие четкого позиционирования сибирского региона в российском и международном информационном пространстве; инфраструктурные проблемы». Решать эти их планировалось как программами продвижения Сибири, так и строительством объектов инфраструктуры.
Один шанс из четырех
Если программы продвижения сибирского региона оценить реальными экономическими мерками можно будет только после 2010 года, то подвести предварительные итоги строительства инфраструктуры в СФО можно вполне. В этом смысле, Сибирь получила от федерального центра целых четыре шанса на развитие туризма, однако пока из них  использован только один. Речь идет о четырех особых экономических зонах туристско-рекреационного типа, которых в нашей стране насчитывается семь. Четыре из них находятся на территории Сибири – в районе Алтая и Байкала, однако реально работает сегодня только одна – ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» Алтайского края.
Как пояснили корр. «ТАСС-Сибирь» в территориальном управлении федерального агентства по ОЭЗ в Алтайском крае, «шанс на открытие на территории региона особой экономической зоны для развития туризма просто нельзя было не использовать. Причем это шанс как для бизнеса, поскольку он получает на территории ОЭЗ налоговые и арендные льготы, так и для региональной власти, поскольку в краевую казну идут дополнительные поступления». Напомним, ОЭЗ в Иркутской области, Республиках Алтай и Бурятии сегодня находятся пока только на бумаге.
Важно подчеркнуть, что все четыре ОЭЗ на территории Сибири были созданы одновременно постановлениями правительства Российской Федерации от 03.02.2007. Однако на прошлой неделе аукцион по строительству объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ «Алтайская долина» был отложен из-за неполного состава конкурсной комиссии, а на территории Иркутской области в ОЭЗ «Ворота Байкала» проектирование объектов инфраструктуры только началось.
Комментировать такое положение вещей эксперты затрудняются, поскольку в условиях, когда выгода от строительства подобных объектов очевидна для всех, промедление с запуском строек как минимум вызывает недоумение. Однако путь, который выбран для развития туризма – правильный, и то, что в этом вопросе необходимо кооперировать усилия власти и бизнеса, понимают все.
Раскручивать надо
Другой вопрос в том, какое именно направления необходимо избрать для кооперации частно-государственных ресурсов. Ведь можно или комплексно продвигать регион, или находить на его территории «паровозы», которые смогут вытягивать всю туристическую индустрию одним фактом своего существования. «Сибирь не «разработана», – говорит член президиума Национальной академии туризма (Москва) Владимир Новиков. – У вас есть много интересного, и многое еще могло бы появиться, если объединить усилия государственных органов, частных предпринимателей и общественных организаций, в том числе, научных и студенческих. Сибирь в области туризма надо развивать общими усилиями».
Похоже, именно на такие «общие усилия» региональные власти и делают главную ставку в игре на мировых рынках туризма. Так, по словам советника министра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Ирины Ранниен, «в 2009 году правительство Омской области планирует привлечь в регион около 400 тысяч российских и зарубежных туристов, что на 10% больше, чем в прошлом». Причем сделать это планируется за счет  «активной рекламы достопримечательностей, формирования образа самобытного сибирского края, а также проведения крупных международных мероприятий».
К слову, немало туристов в этом году посетит «загадочную» деревню Окунево в 225 километрах от Омска, которая в последний год является, пожалуй, самым «раскрученным» брендом Омской области. Напомним, ряд конфессий признали озеро неподалеку от этой деревни «пупом земли» и «местом сотворения мира», чем моментально привлекли в эти места тысячи туристов. На смену палаточным городкам в простой сибирской деревне приходят комфортабельные отели, а сувениры местных умельцев расходятся «на ура». Отличный пример грамотного продвижения бренда без использования особых экономических зон!
Другой важный вывод делает и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, сегодня важно зарубежное продвижение всего бренда «Сибирь», поскольку Россия воспринимается на международном рынке туристических услуг как единое целое, что, по сути, означает Кремль, Питер и Золотое кольцо. «К примеру, на Байкал иностранные туристы едут только небольшими группами, а на Алтай и в Горную Шорию едут единицы — самые отчаянные индивидуалы», — заключает Ирина Вадимовна.
По большому счету, перед регионами Сибири сегодня стоит выбор – оставаться местами, в которые ездят «по привычке», или становится территориями, которые хотят посетить все. Наше преимущество еще и в том, что отсутствие отелей с лихвой могут восполнить своими домами местные жители, а квалифицированными проводниками могут стать отзывчивые «аборигены». А все вместе они могут восполнить недостаток средств в региональных бюджетах от туристической деятельности и почти утраченные надежды на то, что приехать сюда можно не только в ссылку.
 

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн