Сергей Штельмах: «Добираться из точки «А» в точку «Б» в Новосибирске надо не быстрее, а безопаснее»
12.08.2009 16:56

Новосибирск, 12 августа. /Корр. «ТАСС-Сибирь» Кирилл Маковеев/. В июле и начале августа на дорогах России произошло более десяти крупных автокатастроф, в которых погибло несколько десятков жителей России. Причина аварий — пресловутый человеческий фактор. Тем не менее, высшее руководство страны считает, что часть вины лежит и на сотрудниках милиции, которые уделяют недостаточное внимание профилактике происшествий. О том, как обстоят дела на дорогах, и что делается для того, чтобы предотвратить автоаварии корр. «ТАСС-Сибирь» выяснял в ходе встречи с начальником ГИБДД Новосибирской области Сергеем Штельмахом.

— Сергей Викторович, как Вы оцениваете ситуацию на дорогах Новосибирской области?
— Неоднозначно. Радует то, что на протяжении последних шести лет идёт планомерное снижение количества ДТП, что в последние пять лет на наших дорогах стало меньше смертей. Не может не радовать, что происшествий с участием нетрезвых водителей, маленьких детей, аварий, связанных с выездом на встречную полосу, с каждым годом становится всё меньше. При этом вызывает озабоченность тот факт, что количество ДТП остаётся очень высоким: более 3 тысяч в год. Очень неприятно, что количество смертей на дорогах остаётся достаточно большим. Огорчает, что более 70% дорожных происшествий случаются по вине водителей. Крайне неприятно, что большинство водителей и пешеходов всё ещё не до конца осознали всю ответственность, которую они несут за жизни друг друга.
— В чём, по Вашему мнению, заключается причина череды страшных июльских аварий, которые, кстати, продолжаются и в августе?
— Я не сторонник рассуждений о том, что в работе ГИБДД образовался какой-то провал, что сотрудники милиции резко перестали работать, и начались эти аварии. Есть статистика. Она анализируется. На основе этого анализа могу ответственно заявить: в летние месяцы количество ДТП, а значит, и жертв аварий, становится заметно больше. На поведение водителей влияет тёплая погода, расслабленное предотпускное, отпускное или послеотпускное состояние. У водителей и пешеходов снижается внимание, они становятся менее аккуратными. Это всё сезонные явления. В тех авариях, которые произошли на фоне общего снижения ДТП, виновны конкретные люди. Если бы не человеческий фактор, трагедий бы не было. Совершенно понятно: вся страна привыкла к тому, что аварий становится всё меньше и меньше. За то время, что милиции удавалось снижать количество ДТП, число автомобилей в стране постоянно увеличивалось. И уж точно не для кого не секрет, что если бы водители автобусов, легковых и грузовых машин соблюдали правила дорожного движения, аварий не было бы.
— Созданы ли в Новосибирской области, да и в России в целом, созданы условия для того, чтобы исключить влияние человеческого фактора на рост ДТП?
— Боюсь, что нет. Было бы внятное разделение полос, понятное обозначение и расположение надземных и подземных пешеходных переходов, рабочее дорожное освещение, большое количество милицейских патрулей, велось бы строительство новых дорожных развязок в городах, тогда был бы совсем другой разговор — уменьшилось бы и количество очагов аварийности. Тогда бы ни один водитель не мог бы сказать, что для его безопасности на дорогах государство ничего не делает.
— Какие меры ГИБДД считает наиболее эффективными в борьбе с авариями на дорогах?
— Ряд мер уже предприняты. В первую очередь, речь идёт об ужесточении наказаний за нарушение ПДД. Но одними наказаниями проблему не решить. Нельзя не отметить правильную позицию правительства, которое инициировало ужесточение требований к обучению водителей. Это будет работать медленно, но эффективно. Для того, чтобы грамотно бороться с авариями, нужно вовремя и в полном объёме финансировать проведение противоаварийных мероприятий: строить мосты, дороги, наносить разметку, устанавливать знаки, фонари и так далее. Здесь ничего не нужно выдумывать: всё придумано до нас. Надо только правильно всё делать.
— Недавно мэр Новосибирска озвучил планы о начале строительства третьего моста через Обь. Как Вы думаете, решит ли строительство транспортную проблему в Новосибирске или власти уже опоздали?
— По нашим дорогам ездит более 850 тысяч машин. 150 тысяч из них появились только за последние три года. По прогнозам специалистов столько машин у нас должно было появиться только в 2011 году. Я считаю, что этот шаг несколько запоздал. Тем не менее, это, наверное, не вина мэрии. На протяжении 15 лет дорожное строительство находилось в удручающем состоянии: дорожники разве что латали дыры. В прямом и переносном смысле. Строительство третьего моста не решит транспортную проблему города Новосибирска, но существенно облегчит движение как городского, так и транзитного транспорта. Тем не менее, при наличии напряжённого движения по городским магистралям, в то время когда на дорогах пробки, сокращается не только количество простых аварий, но и число травмированных пешеходов. При улучшении организации дорожного движения мы должны быть уверены в том, что его участники дорожного готовы к выполнению правил дорожного движения.
— Насколько остро в области стоит вопрос коррупции среди сотрудников ГИБДД?
— Вопрос коррупции стоит остро по всей России и не обходит стороной сотрудников Госавтоинспекции. Буквально по дороге на встречу с вами я получил информацию о том, что на одном из постов был задержан гражданин сопредельного государства, который пытался вручить взятку сотруднику ДПС. Он задержан. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Здесь очень много аспектов, которые влияют на общую остановку. Как только появились сотрудники милиции, как только возникли транспортные средства, появилась тенденция «договариваться на месте». Инициатива, я уверен, исходит и от водителей и от сотрудников ГИБДД. И второй момент: только при нормальном финансировании, например, таком, какое имеют полицейские в западных государствах, можно говорить о том, что в ГИБДД должны работать только честные, порядочные, принципиальные сотрудники. Мы стремимся к этому. Ни один задержанный взяткополучатель не ушёл от наказания. Ряд сотрудников уволены, ряд — находятся под следствием, ряд — в местах не столь отдалённых. В прошлом году в тюрьму попали девять человек. Для области, быть может, капля в море…
— А сколько всего человек у вас работает?
— У нас 2400 сотрудников патрульно-постовой службы.
— Каков Ваш прогноз по дальнейшему изменению обстановки на дорогах НСО?
— Мы очень оперативно реагируем на складывающуюся обстановку. Если период с января по апрель был для нас достаточно сложным, то мы тут же перешли на усиленный вариант несения службы и начали уделять особое внимание профилактическим мероприятиям. Кроме того, прогнозируя ситуацию на дорогах, мы берём во внимание и программу по безопасности дорожного движения, разработанную совместно с администрацией Новосибирской области до 2011 года. Руководство Новосибирской области очень активно участвует в решение дорожных проблем. При таком количестве союзников в борьбе за общее дело трудно работать неэффективно. Если параметры областной программы будут выполнены хотя бы на 70%, я думаю, что нам удастся удержать ситуацию с аварийностью на более безопасном уровне, чем даже в 2008 году.
— Новосибирская область — регион с большим инновационным потенциалом, регион, который часто бывает первым в России по многим показателям. А в чём сегодня лидирует ГИБДД Новосибирской области?
— Мы одними из первых в России полностью оснастили сотрудников ППС приборами контроля содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе. Так называемыми алкотестерами. В числе первых мы начали активно применять приборы видеофиксации нарушения правил дорожного движения. Наверное, первыми в России мы развернули активную совместную работу со средствами массовой информации, начали проводить различные рекламные кампании, пропагандирующие правильное поведение на дорогах. Сайт ГИБДД Новосибирской области, кстати, один из самых посещаемых ресурсов Глобальной сети. Это тоже нельзя не отметить. Быть может, мы не всё придумали сами, но, тем не менее, приятно осознавать, что мы идём в ногу со временем и прилагаем максимум усилий к тому, чтобы все наши решения были максимально эффективными.
— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
— Я считаю, что добираться из точки «А» в точку «Б» надо не быстрее, а безопаснее. Нужно беречь себя и окружающих, предугадывать дорожные ситуации, быть профессионалом, несмотря на сложные жизненные вопросы, личные проблемы, производственные ситуации, в которые попадают сибиряки. Если мы сами не позаботимся о себе, то никакие новые технологии, социальная реклама или дежурные экипажи ГИБДД не смогут спасти от беды. Причём, речь идёт о беде не только в человеческом плане, но и в экономическом. В каждой аварии экономика России и Новосибирской области несут огромные потери. Где-то нужно переступить через себя, забыть о каких-то проблемах и безопасно, аккуратно, корректно вести себя на дорогах.

 

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн