Запамятовали
20.08.2009 00:00
НОВОСИБИРСК, 20 августа. /Корр. «ТАСС-Сибирь» Сергей Чернышов/. Сегодня мы живем в стране, в которой фантазия создателей памятников не ограничивается только образами вождей революции. Однако, если раньше было понятно, кому и зачем необходимо ставить памятники, то сегодня главных архитекторов обвиняют в увлечении политикой. Те в свою очередь обвиняют художников в недостаточной смелости архитектурных форм, а тем временем художники создают монументы... капусте и валенкам. Повод для разговора есть – ведь на кону лицо города и миллионы бюджетных рублей. Политики меняются местами
Любопытно, что, собственно, памятниками, согласно российскому законодательству, считаются не монументы чижику-пыжику и сантехнику, а большие скульптурные композиции, которые в нашей стране по-прежнему чаще всего посвящаются политикам и деятелям культуры. Для остальных найдено обтекаемое название «малые архитектурные формы», хотя их создатели с таким положением вещей часто не согласны. Вместе с тем, головы, бюсты и монументы Ленину в больших и малых городах сегодня все чаще дополняются памятниками тем, с кем вождь мировой революции вел непримиримую борьбу.
Так, в Омске к очередной круглой дате появится памятник бывшему «Верховному правителю России» адмиралу Колчаку, который обязан городу тем, что именно здесь он это звание и получил. Монумент будет выполнен в виде бронзовой фигуры Колчака, стоящего у поручней капитанского мостика миноносца. Памятник планируется разместить на площадке, выложенной полированным серым гранитом, который будет символизировать воды Балтийского моря. Копий по поводу этого памятника уже сломано немало, в первую очередь, потому что жителями так и не найден окончательный ответ на вопрос – герой или преступник Александр Васильевич? Однако, как пояснили корр. «ТАСС-Сибирь» в прокуратуре Омской области, в 2005 году Главная военная прокуратура не нашла оснований для реабилитации Колчака, сославшись на массовый террор, развернутый Верховным правителем России против сторонников советской власти. Таким образом, с точки зрения российского законодательства, по сути, в Омске будет установлен памятник военному преступнику.
Не менее интересные перестановки в свое время произошли с памятников Александру III в Иркутске. В 1920 году его снесли и отправили на переплавку, а на его месте планировалось установить памятник Ленину. Однако этот проект не был осуществлен, а в 2003 году монумент российскому царю был установлен на прежнем месте. К слову, московский памятник Александру III  стоит на месте, где раньше располагался знаменитый броневик Ленина. Вот такие исторические повороты.
Памятник детям из капусты
Для того, чтобы подобных казусов избегать, да и чтобы разговоров общественности было меньше, во многих городах сегодня не ставят памятники сколь-либо одиозным историческим фигурам, отграничиваясь валенками, капустой и сантехниками. По словам скульптора,заслуженного деятеля искусств, почетного жителя Новосибирска Александра Чернобровцева, такая ситуация вполне объяснима, ведь «памятники - это страшно ответственно. Это не картина, которую можно перевесить или снять с экспозиции. Автор выступает от имени нынешнего поколения и делает посыл поколениям будущим. Настоящие памятники должны быть оригинальными, неповторимыми, образными».
Посыл этот, кажется, принимают все, однако, когда дело доходит до реального воплощения этих по-настоящему светлых мыслей, возникают пробуксовки и нестыковки. Так, в Томске памятником деторождению из капусты городские власти решили повлиять на демографическую ситуацию в стране. Скульптор Олег Кислицкий выполнил его в виде мальчика, появляющегося на свет из кочана капусты диаметром 80 сантиметров. Мэр Томска Николай Николайчук на церемонии открытия памятника заявил, что теперь родителям будет проще объяснять детям, каким образом они родились. Однако взрослым жителям города он напомнил, что на капусту, скорее всего, надеется не стоит, и «прилагать усилия нужно самому».
Помочь усилению национального самосознания в Бурятии решили возведением памятника валенкам. По словам автора проекта, художника Владимира Дашиева, «валенки - это наша концептуальная обувь, это по большому счету часть нашей культуры. Валенки производятся только в Монголии, Белоруссии и России. В валенках мы победили Наполеона, победили Гитлера, в валенках мы захватили Сибирь и заселили эти огромные пространства». Высота этого «концептуального» памятника превышает трехметровую планку. Однако до самой большой в мире головы Ленина, которая стоит в том же Улан-Удэ, таким «малым архитектурным формам» конечно еще далеко.
Сибирь из арбуза
Чего не скажешь о памятнике, который планируют поставить на новосибирской площади Калинина. Когда пройдут финансовые трудности, которые помешали началу официальной работы над памятником в прошлом году, здесь должна появиться композиция «девушка на шаре» высотой с пятиэтажный дом. Девушка должна символизировать  Сибирь, которая  рождается из глубин нашей планеты. Однако оптимизм мэрии Новосибирска разделяют далеко не все архитекторы.
«Шар похож на расколотый арбуз, ноги девочки воткнуты в него, словно палочки эскимо, а вместо рук - кляксы. Какое все это имеет отношение к Сибири, и как это произведение могла одобрить конкурсная комиссия мэрии?» - комментирует свое отношение к будущему памятнику профессор НГАХА, заслуженный художник России Михаил Омбыш-Кузнецов.
Среди объектов, которые, по словам авторов имеют всесибирское значение, выделяется еще и памятник «покорителю Сибири» Ермаку, который должен быть установлен в Новосибирске к 2012 году. Видимо, задумка авторов настолько глобальная, что, по словам представителя пресс-центра новосибирской мэрии, «место, на котором будет стоять скульптура, пока не определено, так как это будет грандиозный проект, который потребует большой территории».
Забавы ради 
Любителям новых ощущений в городской среде, наверное, было бы очень грустно, если бы новые памятники появлялись исключительно в силу политической конъюнктуры или важного исторического события. Напротив, в городах Сибири некоторые памятники устанавливаются словно «забавы ради». Такой, к примеру,  памятник Антону Чехову в Томске, который выполнен в непропорциональной форме с большими ногами и зонтом за спиной. Как шутят жители города, таким образом автор проекта Леонид Усов решил «отомстить» классику, который был в Томске в начале 20 века и отзывался о городе очень нелестно, и поговаривают, даже потерял галошу, пробираясь сквозь грязь томских улиц.
От всяких политических причин открещиваются и создатели памятника Борису Ельцина в Красноярске. В прошлом году в одном из скверов здесь установлена  скульптура первого Президента России, который радушно протягивает прохожим бронзовую руку. Памятник Борису Николаевичу поставили в знак благодарности за то, что в 1997 году по его инициативе здесь был проведен российско-японский брифинг, а Красноярск впервые стал городом международного значения.
Побывавший недавно в Томске итальянский архитектор Микело Пиччини заметил, что сейчас Томск, как и его родная Флоренция 500 лет назад, переживает ренессанс, возрождение, «город задумывается о своем будущем и выбирает путь своего дальнейшего развития». В этом смысле, полезны и памятники капусте, фотографу и сантехнику, ведь все они создают лицо города. Все реже без кепки и слегка прищуренного взгляда, но все чаще без общего смысла.
 

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн