Владимир Пивкин: "Необходимо формировать экологическую инфраструктуру Новосибирска"

Экология города является определяющим фактором для здоровья его жителей. Из чего складывается понятие "экологическая инфраструктура"? Какие механизмы помогут улучшить внутренний климат мегаполиса? На каком этапе сегодня находится решение проблемы атмосферных загрязнений?  На эти и другие вопросы ответил руководитель группы разработчиков концепции "Экологическая инфраструктура сибирского города", заслуженный архитектор РФ, профессор НГАХА Владимир Пивкин.
- Владимир Матвеевич, как Вы пришли к идее создания концепции экологической инфраструктуры Новосибирска?
- Мы в своих разработках отталкивались от таких привычных и знакомых всем понятий, как архитектура и градостроительство. Градостроительство – это высшая форма архитектурной деятельности, а сама архитектура, по моему убеждению, является для человека второй природой. И если архитектурная среда формирует всю нашу жизнедеятельность, то она должна проистекать из функций, конструкций, экономики и эстетики. В советские времена считалось, что город – это итог реализации амбиций зодчего. Сегодня отношение к архитектуре изменилось, и город  воспринимается, скорее, как сложное социально-культурное образование. Поэтому и к архитектуре надо подходить не как к результату труда зодчего, а как к явлению, которое имеет свои закономерности развития. Ведь не секрет, что человек как биологическое существо генетически запрограммирован для жизни в дикой субтропической природе, а социально, культурно, духовно он тяготеет к городскому устройству.
- Как тогда найти компромисс между природным, экологическим началом и структурой мегаполиса?
- На первый взгляд задача непростая. Для начала необходимо понять, что определяет условия человеческого существования. Во-первых, это климат. Для Новосибирска он резко-континентальный, с большими температурными перепадами зимой и летом. Некоторые врачи называют такой климат "тренирующим". Мы с таким определением согласиться не можем, т.к. оно применимо только к здоровому человеку. И второй фактор, определяющий условия существования человека, - это экология. Как правило, в городах она весьма неблагополучна. Поэтому сегодня мы должны бороться всеми средствами за создание условий наиболее благоприятных для человека. Определяющим в городской планировке должны быть не производственно-экономические, а средообразующие факторы. Главными должны быть вопросы расселения людей, а размещения производств – это уже сопутствующие задачи. И среди экологических составляющих наиболее важный аспект – воздушная среда.  Если воздух загрязнен, то все эти вредные вещества, понятно, аккумулируется в организме. В науке сложилась такая ситуация: с одной стороны, уделяется много внимания макроклимату и микроклимату, но совершенно игнорируется мезоклимат (т.е. климат, сложившийся в городских условиях). Изучая мезоклимат города в условиях резко-континентального макроклимата, мы установили закономерности формирования атмосферных загрязнений.
- Можно увидеть это на примере Новосибирска?
- Например, отмечается устойчивая разница температуры воздуха (1-1,5*С) между левым и правым берегами Оби. Более теплым является левобережье, что объясняется "генетически". Левобережье – это южная лесостепь, а на правом берегу зона соснового бора и смешанных лесов. Кроме того, на левом берегу располагается мощная промышленная зона при весьма скудном озеленении.
В целом, схема Новосибирска такова: в центре жилая застройка, на окраинах промышленные предприятия. Повышение плотности городской застройки ведет к тому, что в центре города создаются очаги тепла. Причем температурные перепады с пригородами в среднем составляют порядка 8-10 градусов. Картина такая: из центра города поднимаются восходящие потоки тепла, а по мере охлаждения они скатываются обратно. Бризовая (от холодного к теплому) циркуляция из пригородов опять тянет их в центр города. Получается, что чем плотнее город, тем больше вероятность того, что он станет ловушкой для загрязнений.
- Как Вы оцениваете сегодняшнюю экологическую обстановку Новосибирска?
- За последние несколько лет у нас изменился качественный и количественный состав атмосферных загрязнений. Еще 20-30 лет назад считалось, что наибольшую часть вредных выбросов в атмосферу города составляет промышленный выхлоп (производство и энергетика), а на автомобильный транспорт приходилось порядка 20% от общего объема. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Автомобильный транспорт дает от 70 до 80% загрязнений воздуха. Но это еще не самое страшное: производственные выбросы происходят на довольно большой высоте (трубы заводов высокие), загрязнения же от автомобилей концентрируются на высоте человеческого роста. И если на заводскую трубу можно поставить фильтр, то на все городские машины (а большинство из них совсем не новые), фильтров не поставишь. Из всего этого можно сделать вывод, какого качества атмосфера в нашем городе.
- Существуют ли реальные механизмы борьбы с атмосферными загрязнениями?
- Да, такие механизмы существуют. Во-первых, мы должны уменьшить градиент температурного перепада за счет увеличения количества зеленых насаждений в городе. Во-вторых, мнение о том, что сибирский город должен быть компактным и плотным, по своей сути не верно. В нем должны быть компактные образования – планировочные  районы, разделенные непрерывными коридорами зеленых насаждений. Т.е. необходимо "разуплотнять" город, формировать его экологическую инфраструктуру.
- Что вмещает в себя понятие "экологическая инфраструктура"?
- Существует ряд определений, но нормативного понятия нет. Экологическая инфраструктура – это система озеленения акваторий, которая позволяет изменить картину формирования загрязнений. Во-первых, мы гипотетически выявили очаги тепла в городе и составили схему неоднородности теплового излучения. Следующим шагом было формирование на основе природного каркаса схемы экологической инфраструктуры Новосибирска, включающей в себя трассы зеленых разделительных коридоров с использованием акватории Оби и впадающих в нее малых рек (Тула, Ельцовка, Плющиха, Иня), внешнюю ветровую и снеговую защиту города. У нас есть река, соединяющая южный Чемской бор и северный Заельцовский бор. Сама природа нам подсказывает идеальное решение экологической проблемы: эти два крупных лесных массива должны быть соединены зеленой поймой реки.
- Что для города недопустимо категорически?
- Недопустимо застраивать поймы рек, как больших, так и малых в черте города. Нельзя прятать их в трубы (как это делается в центре Новосибирска), поворачивать по своему усмотрению. Нужно бережно относиться к тому, что нам дает природа: благоустраивать берега рек, не допускать образования там свалок.
- Владимир Матвеевич, а городские власти интересуются вопросами улучшения экологической обстановки в Новосибирске?
- Да, разумеется, мэрия обращает свое внимание на эту проблему. В свое время мы участвовали в разработке блока "Улучшения качества городской среды" стратегического плана развития Новосибирска, где и акцентировали внимание именно на экологии. Сегодня и власти приходят к пониманию того, что, если невозможно ограничить рост крупных городов, то необходимо создавать рациональную планировку не только новых, но и реабилитацию уже существующих районов и микрорайонов. Ландшафтная концепция формирования структуры современного города предполагает значительное увеличение количества зеленых насаждений. Причем не только на земле, но и в зданиях, на крышах и даже на вертикальных поверхностях. Сегодня в нашем городе наметился переход к многофункциональным и специализированным паркам, а также создание небольших озелененных пространств во дворах, при административных объектах и на свободных от застройки территориях. Все это, безусловно, поможет качественно изменить экологическую ситуацию в Новосибирске.

Беседовала
Лариса СОКОЛЬНИКОВА
 
. Опубликовать в TwitterНаписать в FacebookПоделиться ВКонтактеВ Google BuzzЗаписать себе в LiveJournalПоказать В Моем МиреВ дневник на LI.RUПоделиться ссылкой на Я.ру

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


На правах рекламы:

Входные двери. Низкие цены: металлические двери. . Приставка psp, купить sony playstation. Psp 2 купить.

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео онлайн