Образование по потребностям
26.03.2010 17:55 |
НОВОСИБИРСК, 26 марта. /Корр. "ТАСС-Сибирь" Сергей Чернышов/. Негосударственные высшие учебные заведения в последние два десятилетия стали полноценной системой подготовки кадров для региона. Однако большинство родителей и абитуриентов по-прежнему относятся к ним скептически, хотя цена за обучение здесь гораздо ниже, а качество – заметно лучше. Руководство частных вузов считает, что такое отношение скорее стереотип, чем реальный выбор потребителя образовательных услуг. Накануне об этом шла речь на пресс-конференции, организованной в Сибирском центре ИТАР-ТАСС «ТАСС-Сибирь».
Особенность сегодняшнего дня еще и в том, что граница между государственным и негосударственным высшим образованиям все больше размывается и держится сейчас исключительно на советских стереотипах о качестве. Во-первых, все вузы независимо от формы собственности работают по одним и тем же стандартам, а во-вторых, по официальной статистике 75% студентов государственных вузов платят за свое обучение. То есть, по сути, учатся на такой же коммерческой основе, что и их коллеги из частной высшей школы.
«К сожалению, многие сегодня по-прежнему выбирают вуз только потому, что он государственный, - констатирует ректор Сибирской академии управления и массовых коммуникаций Виктор Козодой. – Однако понятно, что вывеска абсолютно не говорит о качестве образования». Виктор Иванович отмечает, что в действительности важны два пункта при выборе вуза: качество образования и комфортные условия обучения.
За качество отвечают
Если следовать этой логике, то качество образования и комфортные условия обучения действительно отвечают рыночным представлениям о высшем образовании. Во-первых, это все же образовательная услуга, за которую можно спросить с исполнителя, а во-вторых, это уровень студентов и выпускников, по которому их будут судить в дальнейшем. «Сегодня мы преодолели предвзятое отношение к нашим выпускникам, – говорит заместитель директора по административно-воспитательной работа Новосибирского филиала Российской академии предпринимательства Людмила Тодорова. – Мы можем с уверенностью говорить, что наши выпускники востребованы на рынке труда».
Востребованность – один из показателей уровня образования того или иного вуза. Действительно, мало смысла в получении высшего образования в вузе ради неквалифицированной работы. Однако, высшее образование – это еще и определенный уровень культуры, общения. «Мы понимаем, что образование – это не только лекции и семинары, - продолжает ректор САУМК Виктор Козодой. – Образование – это еще и беседы, практика. В нашем вузе студенты запросто могут прийти ко мне в кабинет и поговорить, научиться чему-то, мы общаемся с ними и через мою страничку «В контакте». Вспомните, ведь в Древней Греции вообще не было занятий в нашем понимании, философы ходили по аллеям и беседовали».
Согласна с коллегой и Людмила Тодорова. По ее словам, негосударственный вуз, где каждого студента знают в лицо, и каждый на виду, располагает к достойному поведению. «На территории нашей академии студентам строго запрещено курить, и они это правило соблюдают. У нас учатся также и руководители сибирских предприятий, и это тоже играет свою роль, ведь студенты, по большому счету, всегда хотят подражать лучшим», - отмечает Людмила Михайловна.
Вообще, способность меняться, подстраиваться под требования времени – отличительная особенность современного негосударственного вуза. К примеру, Новосибирский филиал Российской академии предпринимательства одним из первых запустил систему профориентации. «В течение полутора часов при помощи профессиональных психологических тестов мы определим, ту ли профессию выбрал студент и на что ему следует обратить внимание в процессе своего обучения, - отмечает руководитель информационного центра НФ РАП Нелли Коротаева. – Помимо этого, в течение всего периода обучения мы формируем на каждого студента портфолио, чтобы будущий работодатель смог оценить, каким он пришел в вуз и чему обучился в итоге».
В свою очередь, с ценой на образование складывается и вовсе очевидное противоречие со стереотипами. Для сравнения: стоимость обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление» в Сибирской академии государственной службы находится на уровне 65000 рублей. По той же специальности обучиться в Сибирской академии управления и массовых коммуникаций или в Новосибирской филиале Российской академии предпринимательства – 32-35 тысяч рублей, то есть в два раза меньше. Руководители негосударственных вузов отмечают, что столь высокая цена связана с большим административным аппаратом в государственных вузах, который вынуждены оплачивать, естественно, студенты. Так, в ряде государственных вузов на 1 преподавателя приходится 2 управляющих. Негосударственные вузы же минимизируют свои издержки, ведь у них нет бездонного бюджетного финансирования.
Стертая грань
Несмотря на то, что негосударственные вузы в общественном сознании сегодня воспринимаются скорее как исключение, чем правило, последние заняли достаточно прочное место на рынке образовательных услуг. Только в Новосибирске работает 11 негосударственных вузов против 19 государственных. В целом по Сибири высшее образование можно получить в 110 учебных заведениях, в том числе 28 негосударственных. При этом, нам определенно есть к чему стремиться, поскольку в России соотношение государственного и негосударственного высшего образования поставляет примерно 60 на 40 процентов.Особенность сегодняшнего дня еще и в том, что граница между государственным и негосударственным высшим образованиям все больше размывается и держится сейчас исключительно на советских стереотипах о качестве. Во-первых, все вузы независимо от формы собственности работают по одним и тем же стандартам, а во-вторых, по официальной статистике 75% студентов государственных вузов платят за свое обучение. То есть, по сути, учатся на такой же коммерческой основе, что и их коллеги из частной высшей школы.
«К сожалению, многие сегодня по-прежнему выбирают вуз только потому, что он государственный, - констатирует ректор Сибирской академии управления и массовых коммуникаций Виктор Козодой. – Однако понятно, что вывеска абсолютно не говорит о качестве образования». Виктор Иванович отмечает, что в действительности важны два пункта при выборе вуза: качество образования и комфортные условия обучения.
За качество отвечают
Если следовать этой логике, то качество образования и комфортные условия обучения действительно отвечают рыночным представлениям о высшем образовании. Во-первых, это все же образовательная услуга, за которую можно спросить с исполнителя, а во-вторых, это уровень студентов и выпускников, по которому их будут судить в дальнейшем. «Сегодня мы преодолели предвзятое отношение к нашим выпускникам, – говорит заместитель директора по административно-воспитательной работа Новосибирского филиала Российской академии предпринимательства Людмила Тодорова. – Мы можем с уверенностью говорить, что наши выпускники востребованы на рынке труда».
Востребованность – один из показателей уровня образования того или иного вуза. Действительно, мало смысла в получении высшего образования в вузе ради неквалифицированной работы. Однако, высшее образование – это еще и определенный уровень культуры, общения. «Мы понимаем, что образование – это не только лекции и семинары, - продолжает ректор САУМК Виктор Козодой. – Образование – это еще и беседы, практика. В нашем вузе студенты запросто могут прийти ко мне в кабинет и поговорить, научиться чему-то, мы общаемся с ними и через мою страничку «В контакте». Вспомните, ведь в Древней Греции вообще не было занятий в нашем понимании, философы ходили по аллеям и беседовали».
Согласна с коллегой и Людмила Тодорова. По ее словам, негосударственный вуз, где каждого студента знают в лицо, и каждый на виду, располагает к достойному поведению. «На территории нашей академии студентам строго запрещено курить, и они это правило соблюдают. У нас учатся также и руководители сибирских предприятий, и это тоже играет свою роль, ведь студенты, по большому счету, всегда хотят подражать лучшим», - отмечает Людмила Михайловна.
Комфорт – понятие многоликое
Вторая составляющая качественного обучения – комфорт. Представляется, что он складывается их двух составляющих – комфортных условий предоставления образовательных услуг и разумной их стоимости. И по первому, и по второму пункту государственные и негосударственные вузы, очевидно, разительно отличаются. Примета первых – большие поточные аудитории, вторые же предлагают индивидуальный подход. «Поточные аудитории появились, когда стране были нужды инженерные кадры в большом количестве для индустриализации, - рассуждает Виктор Козодой. – Эта задача по массовому производству специалистов была решена к концу 70-х годов. Сегодня перед обществом стоят иные задачи, и индивидуальный подход в высшем образовании становится реальностью». Действительно, одно дело – хороший ремонт в аудитории , чем сегодня никого не удивишь, и совсем другое – хорошее отношение к студенту.
Вообще, способность меняться, подстраиваться под требования времени – отличительная особенность современного негосударственного вуза. К примеру, Новосибирский филиал Российской академии предпринимательства одним из первых запустил систему профориентации. «В течение полутора часов при помощи профессиональных психологических тестов мы определим, ту ли профессию выбрал студент и на что ему следует обратить внимание в процессе своего обучения, - отмечает руководитель информационного центра НФ РАП Нелли Коротаева. – Помимо этого, в течение всего периода обучения мы формируем на каждого студента портфолио, чтобы будущий работодатель смог оценить, каким он пришел в вуз и чему обучился в итоге».
В свою очередь, с ценой на образование складывается и вовсе очевидное противоречие со стереотипами. Для сравнения: стоимость обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление» в Сибирской академии государственной службы находится на уровне 65000 рублей. По той же специальности обучиться в Сибирской академии управления и массовых коммуникаций или в Новосибирской филиале Российской академии предпринимательства – 32-35 тысяч рублей, то есть в два раза меньше. Руководители негосударственных вузов отмечают, что столь высокая цена связана с большим административным аппаратом в государственных вузах, который вынуждены оплачивать, естественно, студенты. Так, в ряде государственных вузов на 1 преподавателя приходится 2 управляющих. Негосударственные вузы же минимизируют свои издержки, ведь у них нет бездонного бюджетного финансирования.
Словом, выбирать вуз нужно не по вывеске или форме собственности, а по качеству образования. Как и любой продукт, образование не терпит изживших себя стереотипов, и должно отвечать самым современным требованиям.
.
Новости Сибири
- 16.12.10 Татарстан и Новосибирская область готовят соглашение о сотрудничестве - Рустам Минниханов
- 16.12.10 В Кемеровской области почти 40 военнослужащих с простудными заболеваниями прошли лечение и направлены в подразделения
- 16.12.10 "Газпром" поможет Алтайскому краю решить вопрос энергообеспечения туристической и игорной зоны
- 16.12.10 На Алтае объявлен конкурс на соискание Демидовских премий
- 16.12.10 Tele2 приглашает новосибирцев на праздник в честь потепления
- 16.12.10 В Барнауле заработала мастерская Деда Мороза
- 16.12.10 В Томске открылся лесоперерабатывающий комбинат по производству МДФ- плит - самый крупный "лесной проект" России в 2010 году
- 16.12.10 На полигоне Телемба в Бурятии - крупнейшем в мире центре боевого применения авиации и ПВО - завершается ракетно-стрелковая конференция
- 15.12.10 Выставка инновационных проектов «ФАКЕЛ-2010» открыла двери для всех желающих в Новосибирске
- 15.12.10 Судебные приставы Бурятии арестовали за долги самолет Ан-24
- 15.12.10 Пограничники Забайкалья впервые за 40 лет получают ключи от новых квартир
- 14.12.10 В Хакасии запрещена охота почти на все виды животных из-за неблагоприятных для них климатических условий