8–9 декабря на большой сцене Новосибирского Академического молодежного театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Скупой» по комедии Ж.-Б. Мольера

НОВОСИБИРСК, 28 октября. /Корр. "ТАСС-Сибирь"/.
Постановочная группа: Режиссер-постановщик – Роман Самгин (Москва), Сценография – Виктор Шилькрот (Москва), Костюмы – Ирена Белоусова (Москва), Художник по свету – Евгений Виноградов (Москва). Действующие лица и исполнители:
Гарпагон – заслуженный артист России Лаврентий Сорокин
Клеант – Максим Гуралевич, Руслан Вяткин
Элиза – Нина Квасова
Валер – Владимир Дербенцев, Алексей Архипов
Maриана – Екатерина Аникина, Анна Кармакова
Ансельм – заслуженный артист России Александр Кузнецов
Фрозина – заслуженная артистка России Людмила Трошина
Жак – заслуженный артист России Александр Варавин
Лафлеш – Денис Васьков
Комиссар – заслуженный артист России Юрий Соломеин
Слуги – Александр Петров, Алексей Кучинский
В спектакле заняты артисты вокальной студии.

Об авторе
Жан Батист Мольер (Поклен) (1622–1673) – французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства.
Мольер воспитывался в Клермонском колледже, по окончании которого, в 1639 году, выдержал экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера его не привлекала, Мольер избрал профессию актера. В 1643 году он стал во главе «Блистательного театра». Мнивший себя трагическим актером, играл роли героев (именно здесь он принял свой псевдоним – Мольер). Когда труппа распалась, Жан Батист решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.
Юношеские скитания Мольера по французской провинции (1645–1658) в годы гражданской войны – Фронды – обогатили его житейским и театральным опытом. С 1650 года Мольер возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. К сожалению, множество фарсовых сценариев, сочиненных им в провинции, исчезло.
В 1658 году труппа Мольера дебютировала в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюбленный доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр «Пти-Бурбон», в котором она играла до 1661 года, пока не перешла в театр «Пале-Рояль», где уже оставалась до смерти Мольера. С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, за эти 15 лет он создал все свои лучшие пьесы.
Мольер – один из самых востребованных и популярных французских комедиографов. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч. русской, драматургии и театра. Среди знаменитых пьес автора: «Смешные жеманницы» (1659), «Школа мужей» (1661), «Школа жен» (1662), «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мизантроп» (1666), «Лекарь поневоле» (1666), «Амфитрион» (1668), «Скупой» (1668), «Блистательные любовники» (1670), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Проделки Скапена» (1671), «Ученые женщины» (1672), «Мнимый больной» (1673) и др.

Из истории постановок в России
В России знакомство с комедиями Мольера начинается уже в конце XVII века, когда царевна София, по преданию, разыграла в своем тереме «Лекаря поневоле». В начале XVIII века мы находим их в петровском репертуаре. Из дворцовых постановок  пьесы Мольера переходят в спектакли первого казенного публичного театра в Петербурге, возглавляемого А. П. Сумароковым.
В «школе Мольера» воспитывались и наиболее самобытные русские комедиографы классического стиля – Д. И. Фонвизин, В. В. Капнист, И. А. Крылов. Но самым блестящим последователем Мольера в России был А. С. Грибоедов, воплотивший в образе Чацкого конгениальный вариант «Мизантропа». Вслед за Грибоедовым и Н. В. Гоголь отдал дань французскому комедиографу, переведя на русский язык один из его фарсов («Сганарель, или Муж, думающий, что он обманут женой»); следы мольеровского влияния на Гоголя заметны даже в «Ревизоре». Позднейшая дворянская (А. В. Сухово-Кобылин) и буржуазно-бытовая комедия (А. Н. Островский) тоже не избежала влияния Мольера.
В России первую постановку пьесы «Скупой» осуществил в 1757 году Петербургский придворный Оперный театр. Начиная с 1789 года, к пьесе обращались Петербургский Каменный театр, Малый театр России, Александринский театр и др.
В советские годы комедия была поставлена более двадцати раз: Малый театр России (1918), Бакинский армянский театр (1925), Московский драматический театр под рук. В. С. Смышляева (1935), Белорусский государственный театр, Минск (1937), Ленинградский новый театр (1938), Московский камерный театр (1941), Казахский театр драмы, Алма-Ата (1952), Ленинградский театр комедии (1962) и др.
Постановки последних лет: Академический театр Российской Армии (режиccер Борис Морозов, 2001); Московский театр «У Никитских ворот» (режиссер Аркадий Кац, 2004); Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского (режиссер Александр Исаков, 2007); Воронежский камерный театр (режиссер Георгий Цхвирава, 2007) и др.




 

Смотреть онлайн бесплатно

Смотреть kino онлайн