Николай Красников: "Кольцово и "Вектор" — это как курица и яйцо»
29.07.2009 12:48

Первое впечатление  от рабочего поселка  -  наукограда Кольцово у всех его гостей всегда одинаково: это не обычный поселок, это настоящий город. Вопрос социальной ответственности муниципалитета перед жителями Кольцова, кажется, уже давно решен: на центральном проспекте, обрамленном многоэтажными домами, днем, в пятницу можно было насчитать несколько десятков мам с детскими колясками.

Дети постарше резвились на детских площадках во дворах и играли на аккуратно подстриженных газонах. Мужчины и женщины спешили по своим делам, выходили с покупками из супермаркетов, а представители старшего поколения неспешно общались друг с другом сидя на деревянных скамейках под тенистыми кленами.

В отличие от обычного города у Кольцова нет отдельно стоящего здания администрации. Рабочий кабинет мэра поселка Николая Красникова находится на первом этаже пятиэтажного жилого дома. В офисе мэра первого сибирского наукограда висят портреты Высоцкого и академика Сандахчиева. Николай Красников — не только мэр, но еще и ученый, поэт, романтик. Он руководит посёлком уже почти 20 лет и, кажется, знает ответы на любые вопросы, связанные с наукоградами.

— Чем Кольцово отличается от остальных наукоградов России? В чём его своеобразие?
— У Кольцово немало особенностей. Во-первых, мы самый маленький наукоград. На нашей территории проживает около 12,5 тыс. человек. Мы первый наукоград, который был основан в Сибири, вдали от 28-ми подмосковных наукоградов. В отличие от них, наш посёлок не специализирован на атоме или на каких-то космических разработках. Мы изначально были «завязаны»  на инновационную экономику. Центр «Вектор» был создан 35 лет назад для того, чтобы разрабатывать новые медицинские препараты, опережающие западные и восточные научные разработки. Поэтому сегодняшние разговоры об инновациях нам очень понятны.

— По итогам недавней проверки Счетной палаты выяснилось, что поселок Кольцово Новосибирской области стал одним из лидеров среди наукоградов России по привлечению к своему развитию внебюджетных средств. Как вам удалось добиться лучших в стране результатов?
— В первые пять лет своего существования, с 2003 года на каждый рубль бюджетных инвестиций нам удалось привлечь по 9 рублей из внебюджета. 90% — это, как мне кажется, отличный показатель. За пять лет мы привлекли 4 миллиарда. Наши планы на следующие пять лет — привлечь 13,5 млрд рублей.

— Это до 2013 года?
— Да. Из этих 13,5 млрд мы хотим привлечь более 10 млрд рублей внебюджетных средств. Думаю, это вполне реальная перспектива. Сегодня в Кольцово возвращается около 3% собранных федеральных налогов. Это, несмотря на то, что изначально соглашением с правительством предусматривалась возможность возвращения большей части наших налогов на Программу развития. Большую поддержку  нам оказывает администрация Новосибирской области: оказавшись на высоте своих обещаний, региональный бюджет  перечисляет 50% тех налоговых отчислений, которые поступают туда от наших предприятий.

— Какова расходная часть бюджета Кольцово?
— Около 350 млн рублей.

— А доходы?
— Во все уровни бюджета и внебюджетные фонды около 2-х млрд рублей. Мы давно перестали быть дотационным муниципальным образованием. Ещё в первую пятилетку. Тем не менее, если мы хотим говорить об инновационной экономике, об эффективности работы наукоградов, то нужно придать особый статус их органам местного самоуправления. По 131-му федеральному закону для наукоградов определена возможность создания особых условий. Но, к сожалению, специальный закон ещё не принят. В своё время, когда наукограды только создавались, когда для депрессивных населённых пунктов, ранее нужных стране Советов для развития инновационной экономики, разрабатывались особые условия, многие думали, что мы просто спасаем себя. Сегодня стало очевидно, что мы спасали Россию.

— Да, сегодня это более чем очевидно: ведь не зря же президент говорит, что за наукоградами будущее нашей страны.
— Так оно и есть. И сегодня нам нужно установить чёткие условия игры. Создать правовое поле, грамотно его развернуть в сторону наукоградов, отдать им, предположим, какую-то часть налога на прибыль, отойти от подушевого принципа финансирования без учета особенностей научно-производственного комплекса. Тогда развитие особых территорий будет динамичным и прозрачным.

— Что значит «Вектор» для наукограда Кольцово?
— «Вектор» и Кольцово — это как курица и яйцо. Это, на мой взгляд, очень точно отражает наш образ взаимодействий.

— Всё же, «Вектор» — это яйцо или курица?
— Скорее курица, которая снесла яйцо, из которого «вылупился» наукоград, а он вскоре начал помогать «курице». Без научно-производственного комплекса, основой которого является ГНЦ ВБ "Вектор", мы бы никогда не стали наукоградом. Без этого статуса мы бы никогда не смогли оказывать поддержку «Вектору». Примеров такой помощи множество. Один из них был приведён на встрече с министром Андреем Фурсенко во время пребывания в Кольцово. Были годы, когда на уникальную коллекцию вирусов и штаммов, в том числе вирусов оспы, которых всего две в мире: одна в Атланте — в Америке, другая — в России, в Кольцово, минздрав выделял всего 1 млн рублей в год, а мы — рабочий посёлок с населением 10 тыс. человек, добровольно выделяли 12,5 млн рублей в год.

— Приехав в Кольцово, странно было бы не спросить у мэра про свиной грипп, который изучают на «Векторе».
— Пресса периодически любит рассказывать страшные истории про наш научный центр. Тем не менее, я сам после университета работал на «Векторе», знаю все степени защиты, саму систему организации работ в этом медицинском учреждении. Все, кто здесь живёт и работает, прекрасно воспринимают соседство с современным медицинским центром. Здесь замечательная экология. Разговоры об опасности соседства с «Вектором» — это надуманные вещи. Если вирус гриппа находится на «Векторе», значит, он находится там и только там под надежной охраной.

— Какова генеральная линия развития наукограда Кольцово? Как будет меняться его внешний вид, численность населения и так далее?
— Изначально нам хотелось полностью соответствовать идеологии наукограда. Мы прекрасно понимали, что мы первые, на нас будут равняться, мы будем живым примером для всех остальных наукоградов. Это был первый этап выживания и сохранения научного потенциала, инженерной и социальной инфраструктуры. Тогда ни о какой генеральной линии речи не шло. Потребность в ней появилась намного позднее. Наукоград — это населённый пункт с огромным количеством научных разработок, каких-то ноу-хау и просто идей. Со временем мы пришли к пониманию того, что рядом с такими поселениями должны находиться производственные площадки и особые технопарковые зоны. На одной территории должны быть созданы все условия для инноваций: от появления идеи до её воплощения в продукте.

— Но такая зона почему-то находится далеко от Кольцово — в Томске.
— К сожалению, так получилось, что пока мы пытались понять, где лучше разместить особую экономическую зону: в Кольцово или Академгородке, томичи успели предложить лучшие условия. Тот конкурс Новосибирская область проиграла, но взамен получила технопарк. Тем не менее, мы продолжали работать и искали другие пути создания производственных площадок на территорию Кольцово. Тогда появился федеральный проект создания бизнес-инкубаторов. Сегодня мы создали один инкубатор на территории Кольцово. В офисном здании, обеспеченным мебелью и техникой работают 24 компании. Там может начинать деятельность любая компания, которая существует на рынке не более одного года, которая пройдёт конкурсный отбор. Там льготные условия аренды, все возможности для развития, буквально, всё, что только нужно молодым инновационным компаниям. Через дорогу от офисного здания — свободная территория, на которую могут выходить предприятия из бизнес-инкубатора. Точнее, те из них, которые сами почувствуют готовность и желание развиваться в свободных условиях. Не так давно одна из компаний, которая работает в нашем бизнес-инкубаторе, уже заявила о своей готовности перейти через дорогу и начать жить собственной деловой жизнью.

— Но территория возле бизнес-инкубатора очень скоро закончится, это очевидно.
— Да, закончится. Но в этом нет ничего страшного! Изюминка нашего биотехнопарка заключается в том, что мы можем предоставить территории вблизи «Вектора», а также ту землю и те помещения, которые находятся в пределах старого периметра предприятия. Сегодня «Вектор» сокращает территорию своего присутствия. Высвобождается земля и строения, которые не должны простаивать. Третий источник территории — это земли на северо-восточной окраине Кольцово. Там уже сегодня размещены два предприятия, которые могут давать немалый приток налогов в наш бюджет, а также новые рабочие места. Я имею в виду Сибирский ликёроводочный завод. Это 360 рабочих мест и хорошие налоги, прежде всего в федеральный и областной бюджет. Также в Кольцово будет построен завод по глубокой переработке зерна. Это инвестпроект стоимостью 150 млн евро. Недалеко от них будет реализован современный проект: строительство завода по переработке твёрдых отходов. Это пилотный проект с участием чешской компании, стоимостью в 8 млн долларов. Мы получим этот завод бесплатно, получим возможность дешевой переработки мусора и получим дополнительную электроэнергию. По-моему, это замечательно.

— Трудно не согласиться. А что Вы можете рассказать о планах по росту численности населения и изменению внешнего вида Кольцово?
— Я благодарен губернатору и федеральным властям за то, что мы, наконец, пришли к общему пониманию: устойчивое развитие инновационной экономики возможно только в том случае, если одновременно с ней развивается и социально-культурная сфера.

— А иначе люди начнут уезжать?
— Да. К примеру, сегодня большой спрос на вирусологов за рубежом. Поэтому мы хотели поставить серьёзный блок на пути отъезда наших специалистов, и одними из первых придумали выплачивать по 90 тыс. рублей в качестве премии тем ребятам, которые сделали какой-то серьёзный вклад в науку. Таких премий ( они носят имя основателя и многолетнего руководителя "Вектора" академика Л.С. Сандахчиева) мы выплачиваем по 5-10 в год. Доплачиваем по 5-6 тысяч аспирантам «Вектора» первого-второго года обучения. Мы помогали нашим учёным получать  кредиты  на улучшение жилищных условий по 300 тыс. руб.  под субсидированную ставку. Нужно отметить, что эти программы удалось воплотить только благодаря поддержке нашего губернатора Виктора Толоконского.

— Вы 19 лет руководите рабочим посёлком Кольцово. При Вас он получил звание наукограда. Все ли Ваши инициативы относительно будущего Кольцово реализованы?
— Есть несколько проектов, на которые мы возлагаем особые надежды. Во-первых, это создание биотехнопарка с полным циклом реализации инновационных проектов: от идеи до серийного производства и продвижения продукта. Это строительство микрорайона служебного жилья для ученых и специалистов наукограда.
Кроме того, это большой и интересный проект создания гряды озер с обустроенными берегами, строительство общественно-делового центра. Также планируем разбить современный зеленый сквер. Это, в большей степени, декоративные проекты.

— В Кольцово очень чисто и уютно. В чём секрет его прекрасного внешнего вида?
— Город должен соответствовать своему статусу. Очень приятно, когда люди приезжают к нам и удивляются тому, что у нас чисто, газоны и кусты пострижены, детские площадки обустроены. Для того, чтобы в городе был порядок, нужно было изменить психологию служб ЖКХ, которые раньше были подразделениями «Вектора». Очень приятно, что люди полагают, что чистота и благоустроенность — это такая же атрибутика наукограда, как и красивые современные дома, улыбчивые жители, современные детские сады, школы, стадионы… Благодаря такому пониманию в Кольцово ежегодно прибавляется по одной тысяче жителей. В будущем на территории Кольцово могут проживать 30 тысяч человек. Это втрое больше, чем сегодня.


Кирилл МАКОВЕЕВ

 

Смотреть видео онлайн

Смотреть русские видео онлайн